Главная · Телевизоры  · Как разобрать неразборный вентилятор? Как разобрать и почистить от пыли кулер компьютера и ноутбука Как разобрать компьютерный кулер блока питания.

Как разобрать неразборный вентилятор? Как разобрать и почистить от пыли кулер компьютера и ноутбука Как разобрать компьютерный кулер блока питания.

Лабораторная работа №19

Тема: Сборка основных компонентов системы. Замена процессора. Обслуживание кулера.

Цель работы: Изучение технологии сборки основных компонентов системы, замены процессора, обслуживания кулера.

Теоретические сведения

После того как все нюансы подбора процессора для обновления соблюдены, можно приступать к его замене. Вначале следует отключить питание системного блока, снять обе крышки и произвести полную очистку внутренности системного блока от пыли, лучше с помощью достаточно мощного пылесоса.
Необходимо заранее озаботиться вопросом установки системы охлаждения процессора, включающей радиатор и вентилятор. Новые современные процессоры обычно продаются компьютерными магазинами в стандартной BOX-комплектации , включающей сам процессор и заводскую систему охлаждения (вентилятор плюс радиатор). Такая система наиболее оптимальна, так как рассчитана производителями на параметры максимального охлаждения нагретой поверхности процессора.

Есть варианты приобретения процессора без системы охлаждения в так называемой ОЕМ-комплектации . Стоимость приобретения ОЕМ-процессора уменьшается, но хлопот с заменой больше. Для последнего варианта станет необходимым приобретение нового комплекта системы охлаждения и термопасты, что может обойтись дороже стандартного бокс-варианта.

При этом покупка нового вентилятора необходима, даже в том случае если старый вентилятор проработал не более года. Еще один плюс - в стандартной комплектации на поверхность радиатора, прилегающей к процессору, обычно наносится термопаста от производителя, что важно для дальнейшей безопасной эксплуатации устройства.

После полной очистки готовим процессорное гнездо для разборки, вынимаем штекер питания центрального вентилятора, а также видеокарту и шлейфы (если они затрудняют процесс разборки). Далее, не прилагая усилий, из креплений сокета освобождаем зажимы радиатора системы охлаждения и снимаем кулер полностью.

Вынимаем процессор из сокета, отодвинув вначале прижимные планки или рычажок.

Очищаем сокет от пыли, также лучше продувкой, мягкой кисточкой или фланелью, затем производим установку нового процессора. Снимаем защитную упаковку с нового процессора.

Обязательным условием установки является совмещение указателей B на процессоре и меток C процессорном разъеме.

Несоблюдение данного условия для процессоров АМД может обернуться повреждением ножек и полным крахом устройства. После установки процессора в сокет обязательно закройте замки гнезда.

Далее проверяем наличие слоя термопасты на поверхности радиатора системы охлаждения, в случае отсутствия наносим ее тонким слоем на обозначенном месте соприкосновения с процессором.
После надежной установки и крепления процессора в сокете прижимными планками, можно приступать к установке системы охлаждения.

После установки нового процессора и всех ранее вынутых комплектующих на место, проверьте правильность подключения, закройте системный блок и включите его. Проверьте настройки BIOS, правильность загрузи системы.

Когда крепления сняты, и перед тем как извлечь систему охлаждения, пошевелите её из стороны в сторону, так как термопаста может достаточно прочно сцепить процессор с радиатором охлаждения. Делать это нужно аккуратно с минимальными усилиями. Когда система охлаждения расшевелилась – извлекаем её. Когда процессор будет снят – будьте очень осторожны, чтобы нечаянно не погнуть его ножки. В случае если вам необходима замена процессора, то убедитесь, что его сокет соответствует сокету материнской платы, и после этого вставьте новый процессор в сокет.

Обслуживание кулера.

Когда системный блок компьютера начинает издавать гул, то у многих это вызывает беспокойство. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Это шум издает один из кулеров охлаждения. Шум пропадает, так как смазка от трения в подшипнике разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но через время шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым.

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля. Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления габаритными размерами, и соответственно производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена, без закрепления.

Крыльчатка кулера удерживается в корпусе кулера плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз не заметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы ни поломать и не потерять шайбу. Случается, она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена. Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него. Если в кулере уцелело одно из колечек, то его нужно при сборке кулера установить на ось крыльчатки перед фиксирующей шайбой. В таком случае вполне возможно кулер будет работать тихо. В противном случае придется смириться с шумом или заменить кулер новым.

Как разобрать компьютерный вентилятор?
Когда компьютер становится все громче, стоит заменить или отремонтировать вентилятор в блоке питания и на процессоре (и, возможно, на графике). Мы покажем, как разобрать старые ветряные мельницы, давая им вторую жизнь.

Почему компьютерный вентилятор такой шумный? Чаще всего увеличение шума связано с загрязнением, накопленным на лопастях. Чем толще слой грязи, тем больше сопротивление воздуху, что приводит к увеличению объема шума. Другая причина – люфт оси. Третья – высохла смазка. При чистке или для смазки нужно уметь правильно разобрать кулер.

Как это сделать? В 99% случаев для этого достаточно обычной отвертки и нескольких минут веселья. Только с блоком питания у вас должна быть еще минута, чтобы снять крышку с него, потому что сначала вам нужно повернуть его, отвинтить болты, а затем вытащить из него вентилятор. Я думаю, что каждый может справиться с этим без малейшей проблемы

Работа начинается с наклеек на вентиляторе.


Наклейка скрывает резиновую заглушку, которую вам нужно чем-то поддеть и вытянуть. Крошечные плоские отвертки или иглы сделают свою работу под вашим руководством.




Под заглушкой вы увидите ось, к которой прикреплены лопасти. Ось находится в самом конце и закреплена специальным штифтом, посредством которого лопасть не выпадает из вентилятора.


Вкладка может быть изготовлена из пластика или металла и имеет форму кольца. Используем отвертку, чтобы поддеть ее.


Вопреки внешнему виду, удаление этого устройства не так просто и требует некоторой точности. Места для маневра мало, и все это скользко (буквально).

После вытаскивания оси с лопастями мы можем легко отделить детали от остальной части вентилятора.

Как очистить вентилятор ПК

Часть лопастей можно легко промыть водой. Как лопатки, так и центр, вы можете легко очистить, применив старую зубную щетку. Попробуйте тщательно очистить ось от старой смазки, которая может значительно замедлять работу вентилятора.

Иногда также магнит, расположенный в середине, собирает большое количество различных металлических стружек(это особенно касается вентиляторов в источниках питания, которые часто захватывают всю грязь из окружающей среды).


Очистка второй части вентилятора сводится к основной очистке с обеих сторон отверстия, в который поставляется ось. это можно сделать с помощью тканевого уголка или косметической палочкой.


Перед очисткой отверстий убедитесь, что там нет прокладок (на этих более дорогих ветряных мельницах почти всегда). Если они есть, сначала вытащите их и очистите.

Если у вас есть доступ к сжатому воздуху, это не повредит, чтобы продуть вентилятор. Когда все очищено, мы можем пойти на смазку. Здесь я могу порекомендовать вазелиновое масло, Оно достаточно, чтобы обеспечить хорошую смазку.


И все. Теперь нужно поставить пробку (ее намного легче надеть, чем снять), прижмите резиновую пробку и наклейте наклейку. Когда штырь хорошо установлен, наклейка может быть исправной. Однако, если ось сидит свободно, вы должны придерживать ее чего-то, чтобы она не выпала. Я прикрепляю кусок ленты «power tape» (также широко известный как «серая лента» или «macgyverka»;).
Конечно, вы можете что-то запечатать чем угодно.


Надеюсь, что это краткое руководство позволит вам уменьшить шум, создаваемый компьютером

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.

Достаточно часто требуется выполнить такое мероприятие, как разобрать кулер компьютера. И причин сему действию может быть масса. Это и повышенная шумность работы, и перегрев процессора, вызванный частичной или полной блокировкой вентилятора… Конечно, гораздо проще заменить элемент теплоотвода от процессора на новый. Но самостоятельная разборка кулера компьютера с последующим устранением дефекта позволит сэкономить не только финансы, но и время – поход в магазин может оказаться гораздо продолжительнее.

Как разобрать кулер компьютера

Главная задача при разборке кулера – отсоединить вентилятор от радиатора. Тогда вентилятор можно будет смазать, либо может быть осуществлена замена вентилятора кулера.

Вообще существует два основных и несколько менее распространённых способов фиксации вентилятора к радиатору.

  1. Самый простой и наиболее часто встречающийся вид крепления– на защелках. OEM-версии кулеров собираются именно таким способом.

Как видно на фото, на радиаторе имеются небольшие канавки, за которые крепятся защелки вентилятора. Для его демонтажа необходимо плоской отверткой отвести одну из защелок. Дальше вентилятор легко снимается.


  1. один способ фиксации – крепление вентилятора стопорными кольцами.


В этом случае для отсоединения вентилятора необходимо нажать на стержень с пружинным механизмом и снять стопорные кольца. Но так как кольца стопорные, то снять их легким движением руки не получится. Для этого надо зубцы стопорных колец отогнуть. Тогда крепление снимется.


Подобную процедуру нужно провести для всех 4 стержней, которыми прижат вентилятор к радиатору.



При сборке кулера стопорные кольца следует надеть и опять же небольшой плоской отверткой выгнуть зубцы, чтобы стопорное кольцо приобрело первоначальную форму.

В последнее время я достаточно часто попадал в непростые, но схожие ситуации. Схожесть их заключалась в том, что в поле моего зрения постоянно стали попадаться бывшие в употреблении вещи, частично работающие, частично неисправные. Для того чтобы что-то посредством их преобразования и усовершенствования «создать», конечно же, перво-наперво необходимо привести их в надлежащий вид, так как обычно пыли-грязи много, ну, а как же без этого! Вот и приходиться брать кисточку, щетку и вперед: с помощью одеколончика протирать всевозможные труднодоступные детальки и механизмы. Но все бы ничего, да только так просто на свете белом не бывает. Особенно продолжительно приходиться возиться с кулерами . Если бы не эти кулеры ! Ни подлезть, ни продуть как следует с чувством, с толком, с расстановкой, так сказать, ведь в них пыль «впечатывается». Так как же быть? Ответ на этот вопрос прост – поисковики яндекс и гугл. Но, увы. Исчерпывающей информации на этот счет мною найдено не было. Итак, я решил собрать всевозможные кулеры и написать о них нечто вроде статейки – доступно и просто, иллюстрируя картинками разборку «крылатых». Может, моя статья закроет тему кулеров !

Рис 1. Здесь представлены некоторые виды кулеров


Рис 2. Наклейки ликвидированы, однако китайцы пробочки не на всех ставят, то бишь халтура


Рис 3. Пробки сняты с помощью игл, и вообще вся разборка производится с использованием двух игл.

Кстати, наклейки не выбрасывайте, так как в свое время они пригодятся - так механизм меньше подвержен воздействию пыли.


Рис 4.

Сняв шайбу следим, чтобы она ненароком не канула в небытие, так сделана из пластмассы. Далее снимаем и резиновую шайбу. Теперь спокойно чистим, промываем и смазываем. Я использую для этих целей масло, предназначенное для швейных машин.